Ольга Антонова — признанный эксперт рынка с 17-летним опытом реализации масштабных проектов и широким диапазоном компетенций в сфере недвижимости: от создания и управления активами до реконцепции и редевелопмента объектов. Кроме того, Ольга обладает глубоким знанием рынка со стороны торговых операторов, опытом развития и открытия сетевых магазинов и ресторанов. Свою карьеру Ольга Антонова начала в команде торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko в 2005 году. До возвращения в компанию эксперт руководила процессом коммерциализации торговых и многофункциональных объектов в Crocus Group и в должности первого заместителя генерального директора «ПРОФИС Недвижимость» отвечала за управление активами площадью более 2 млн кв. м.
Для поиска оптимальных решений в торговой недвижимости необходимо знание лучших мировых практик, наблюдение за трендами и практический опыт команды в прохождении всех этапов развития и становления объектов: от нулевой фазы до цикла реконцепции и управления изменениями. Команда департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield сегодня может предложить своим клиентам весь этот спектр услуг. Необходимость комплексно подходить к реализации задач продиктована состоянием рынка и тенденциями, которые мы наблюдаем в индустрии.
Несмотря на то, что по данным Focus Technologies разрыв между показателями посещаемости ТЦ Москвы текущего и прошлого года начал увеличиваться уже в августе, две недели после объявления «частичной мобилизации» добавили к отставанию еще 3 процентных пункта по сравнению с двумя первыми неделями сентября, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP).
Доля свободных площадей на основных торговых улицах Москвы в среднем по рынку за последний год показала рост и вернулась к уровню 2020 года –15%, следует из отчета, который подготовили аналитики CMWP.
Определенная активность со стороны турецких ритейлеров, которые присматриваются к помещениям уходящих марок, есть, и намерения некоторых игроков достаточно серьезные, добавляет Ольга Антонова, партнёр, руководитель департамента торговой недвижимости. Прямо сейчас в работе её компании, например, два запроса на поиск площадок со стороны турецких сетей. Активность со стороны «иностранцев» в целом не такая высокая, как ожидалось, соглашается эксперт; конкретных договоров или оферт пока нет, но есть «переговоры на достаточно продвинутых стадиях».
По итогам первого полугодия 2022 года, доля приостановивших деятельность магазинов в торговых центрах Москвы составила 11,6%, следует из отчета #MARKETBEAT, который подготовили аналитики CMWP.
«Спортивные хабы и ФОК — один из важных элементов замещения высвобождающихся функций в ТЦ. Развитие таких проектов продиктовано спросом: люди стали больше внимания уделять активному и здоровому времяпрепровождению. Экономика таких объектов для операторов тоже выглядит интересно на примере уже реализованных проектов, сроки окупаемости которых около трех лет», — полагает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Новые форматы – ответ не только и не столько на вызовы времени, но и на изменение культуры потребления, поддерживает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости. О том, что ритейл стал рынком впечатлений, заговорили несколько лет назад, предсказывая тогда, в частности, рост электронной коммерции. Однако теперь это еще и способ удержать внимание клиента собственно к объектам недвижимости, если кризис – с профессиональными марками.
«О своём интересе к рынку заявляли несколько турецких (например, Рaulmark, Mamino baby) и китайских (Li Ning, Meters Bonwe) ретейлеров, — перечислила Ольга Антонова. — Кроме того, есть сильные российские игроки, способные осваивать площади и увеличивать долю представленности на рынке: „Стокманн“, Lime shop, 12 storeez, Hoff, Bork, „Технопарк“ — компании, уверенно развивающиеся локально. Для них это шанс на развитие на более выгодных условиях».
Сейчас западные бренды, временно закрывшие магазины, обслуживают арендные контракты в размере 30–70% от той суммы, что выплачивали в соответствующие месяцы прошлого года, говорит партнер Ольга Антонова.
«Но сейчас ситуация меняется,— продолжает она.— В некоторых случаях сети постепенно снижают сумму оплаты аренды простаивающих магазинов, в других — перестают перечислять средства владельцам помещений».
Весной многие в России ждали нищеты покупателей и разрухи в торговых центрах. Ни того, ни другого не случилось. Но ритейл во многом остается в подвешенном состоянии. Каковы его перспективы в авторской колонке делится партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Ольга Антонова.
Ситуацию на рынке офисной недвижимости, в гостиничном сегменте и рост вакансии в сегменте торговой недвижимости прокомментировали эксперты компании: старший аналитик Полина Афанасьева, партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Марина Смирнова и партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Ольга Антонова.
Рынок ретейла сохраняет сегодня свою привлекательность. «Совершенно точно любой кризис дает возможности инвесторам. Но здесь важно выбрать правильный формат и изучить запросы аудитории. Если не переборщить с объемами и качественно наполнить их, то торговые площадки будут пользоваться спросом. Например, сегодня в жилых массивах и офисных проектах востребованы лайф-стайл, спортивно-оздоровительные площадки и различные сервисы», — считает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Какой из сценариев выглядит сегодня более реалистичным? Какой объем площадей в ТЦ разных форматов находится в подвешенном состоянии и появилась ли хоть какая-то ясность по поводу их будущего? Об этом BFM.ru побеседовал с партнером, руководителем департамента торговой недвижимости компании Ольгой Антоновой.
«Есть прекрасные примеры российских фешен-стартапов за последние годы, которые смело конкурируют с теми, кто закрыт (12 storeez, Lime). Но они появились через 20 лет после прихода международных брендов, а ниша, которая может освободиться, слишком большая, чтобы оперативно качественно заменить их новыми игроками», — считает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Окончательная ясность в вопросе, будут ли доступны россиянам товары уходящих брендов, наступит примерно к зиме 2022 года. Владельцы торговых комплексов также надеются, что все будет почти как раньше.
«Если вместе с продажей прав или долей будут передаваться стандарты, знания, компетенции и возможность обновлять товарные запасы, потребитель сохранит интерес к торговым локациям», — рассуждает Ольга Антонова, партнер и руководитель департамента торговой недвижимости.
Партнер Ольга Антонова считает, что большинство ритейлеров инвестировать в открытия пока не готовы, активность сохраняют в основном российские сети, сделавшие ставку на агрессивное развитие.
Но формально роста вакантности пока не происходит, действующие договора с закрывшимися магазинами сохраняются. Ольга Антонова не исключает, что существенный рост показателя отложится до 2023 года — тогда пустовать официально, возможно, будут 18–20% торговых площадей Москвы.
Закрытие магазинов международных брендов, занимающих до 40% площадей в крупных торгцентрах, может привести в этом году к падению доходов владельцев таких объектов до 50%, а в худшем случае — к банкротству.
В марте—мае доходы девелоперов торгцентров снизились на 20% из-за того, что у ритейлеров сокращаются возможности оплачивать аренду закрытых магазинов, говорит партнер Commonwealth Partnership Ольга Антонова.
Глобального роста продаж ТРЦ не ожидается, однако сегодня на продажу выставлено больше объектов, чем обычно. «Часть объектов и ранее были на рынке, а в условиях кризиса дополнительно маркетируются, так как цены могут снижаться и нужна скорость, — рассказывает партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Ольга Антонова. - Часть активов принадлежат игрокам из других стран, поэтому иностранные владельцы рассматривают варианты выхода. Часть активов экспонируются для оценки их возможностей».
Закрытие в России магазинов международных сетей ожидаемо привело к падению доходов владельцев торговой недвижимости. По итогам первого квартала этого года ставки аренды в московских торгцентрах снизилась на 5%. В марте собственникам объектов приходилось давать скидки не только зарубежным ритейлерам, но и российским.
Ставки снизились из-за отмены индексации и фиксации курса валюты на более приемлемом для арендаторов уровне, поясняет партнер Commonwealth Partnership Ольга Антонова.
Сектор торговых центров вновь оказался под ударом, поскольку его покидают ключевые арендаторы. По данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд», в самых крупных ТРЦ доля ретейла, остановившего торговлю, может достигать 60% от всех площадей. Руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова отмечает, выручка арендодателей точно снизится на 30-50% в зависимости от состава арендаторов.
Каждый день все новые компании объявляют, что уходят с российского рынка.
Приостановили деятельность около 90% международных игроков, занимающих 60-65% площадей в качественных ТЦ, приводит данные руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова.
Однако эта приостановка может оказаться временной, отмечают участники рынка.
Эксперты рынка недвижимости пояснили, что объявленная ритейлерами приостановка деятельности не означает ухода с рынка РФ и освобождение помещений.
Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд», отметила, что речь идет о необходимости пересмотра бизнес-модели и ожидания ясности курса.
В пандемию многие ретейлеры добились от арендодателей скидок или перехода на так называемые гибридные договоры. Но бизнес и у арендодателей, и у арендаторов усложняется. На какие ухищрения идут обе стороны, чтобы выжить?
Руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова рассказала о том, как собственники борются с проблемой занижения оборота арендаторами.
По оценкам партнера, руководителя департамента торговой недвижимости компании ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольги Антоновой, если говорить о результатах последних двух лет, то сегмент F&B, наверное, лидер по популярности, несмотря на все имеющиеся сложности. Развлечения — всегда актуальный формат, хотя он и уязвим в пандемию. В целом, ретейл уже давно превращается в рынок впечатлений, в рынок продажи услуг и клиентских сервисов.
Отсутствие жестких ограничений способствует постепенному, но пока неполному восстановления траффика относительно докризисного периода, свидетельствуют обнародованные ранее данные компании Focus.
На этом фоне партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова называет активным текущий спрос на помещения в торгцентрах. Особенно активно арендаторы, по ее словам, обращают внимание на районные объекты и многофункциональные центры. Вакантность в Москве на этом фоне, по прогнозам эксперта, может сократиться с текущих 10,5–11,0% до 9,0–9,5% к середине года.
Руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова отметила, что покупатели стали быстрее и не тратят часы на хождение по торговым галереям в поисках нужного товара.
Партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова сомневается, что ситуация может заметно улучшиться по итогам последней недели: в лучшем случае год удастся закрыть с посещаемостью, которая будет отставать от показателей за аналогичный период 2019 года на 11–14%.
За 11-дневный период ограничений на работу в Москве владельцы коммерческих объектов и торговые операторы потеряли около 90% дохода. Такую оценку приводит партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова. "Все продолжили жить дальше, но общий фон на рынке остается пессимистичным: сильные игроки ищут способы трансформации бизнеса, остальные либо занимают выжидательную позицию, либо думают о закрытии части точек",— констатирует она.
Минпромторг и ранее курировал некоторые вопросы, связанные с индустрией торговой недвижимости, поэтому шаг логичный, говорит руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова. "Министерству будет очень важно соблюсти баланс интересов всех участников рынка: как торговых операторов, так и владельцев.
Категория, в которой повышенный спрос стал более заметным, — это рестораны и общепит в целом, — говорит Ольга Антонова из ООО «Кушман энд Вэйкфилд». — В этом сегменте в среднем по рынку стрит-ретейла в премиальных локациях спрос вырос на 25-30%. В торговых центрах — примерно на 18%
Анонсированные властями Москвы и Подмосковья ограничения на работу торговых центров, магазинов, ресторанов и развлекательных заведений спровоцировали рост покупательского спроса. Партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова говорит о росте трафика в ТЦ на 15–20%.
Очевидно, что игроки рынка с весны 2020 года живут в новых реалиях, ожидая ограничений в периоды обострения ситуации, считает руководитель департамента торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Ольга Антонова. Однако остановка коммерческой деятельности — это практически нулевая выручка. Сильные сетевые игроки, вероятнее всего, подготовились к непродолжительному закрытию. С малым бизнесом ситуация и без новых ограничений критическая, отмечает она.
Большинство арендаторов и арендодателей уже предусмотрели скидки на случай наступлении очередного локдауна в виде прогрессивной ставки, оплаты процента от максимальной выручки для предприятий, работающих на вынос. Однако, для бизнеса, который не восстановился до сих пор, приостановка деятельности лишь увеличивает риски дефолтов, особенно для малого бизнеса, отметила Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefiled.
ООО «Кушман энд Вэйкфилд», ведущая международная консалтинговая компания в сфере недвижимости, рада сообщить об укреплении позиций в сфере ритейла благодаря присоединению Ольги Антоновой. Ольга — признанный эксперт рынка с 17-летним опытом реализации масштабных проектов — присоединилась к компании в качестве Партнера по региону EMEA и возглавила департамент торговой недвижимости.