С 1800 до 1930 года универмаги (department store) были передовыми и влиятельными общественными институтами, влияющим на мировой бизнес. Именно они послужили началом развития культуры потребления, и именно они являются прадедушками современных торговых центров. Именно они способствалили развитию дистрибутивных сетей, концепции торговых магазинов, мерчендайзингу, системе кредитования, рекламе и т.д.
Концепция универмага требовала применения новых технологий и строительных материалов, стеклянных фасадов, систем вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации.Поэтажные планы универмагов изменялись в соответствии с требованиями максимальной посещаемости каждой части этажа. Универмаги стали предлагать новый сервис, который раньше нигде не использовался: туалеты, залы для чтения, доставка на дом, упаковка и т.д.
Считается, что именно универмаги стали одной из главных сил, позволивших женщинам добиться равноправия в обществе. Именно универмаги дали работу большому количеству женщин и открыли перед ними новые горизонты в профессиональном развитии.
Универмаги сделали возможным женщинам осуществлять шопинг самостоятельно, до этого женщины могли самостоятельно лишь прогуливаться в музеях, парках и других подобных местах.
Помимо того, что универмаги стали родоначальниками современных торговых центров под одной крышей, они еще являются и родоначальниками небоскребов. Как правило универмаги были и остаются многоуровневными комплексами. Многие из них имеют 7 торговых уровней и для строительства подобных сооружений были придуманы новые схемы и методы строительства.
Все началось с Америки, именно в Нью-Йорке и Чикаго появились первые универмаги и именно туда распространились на весь мир.
Название Department Store происходит из того, что все торговые уровни и поэтажные планы были поделены на отделы (departments) с определенным профильным наполнением.
В Британии уже долгие годы продолжается жестокая борьба среди универмагов. Многие универмаги полностью исчезли с рынка или были поглощены более крупными сетями. Сейчас мало кто слышал такие имена, как The likes of Army & Navy; Barkers; Beatties; Bourne & Hollingsworth; Dickins & Jones; Gamages; Jenners; and Rackhams. На сегодняшний день на рынке в Британии господствуют такие марки как Selfridges, Debenhams, House of Fraser, John Lewis и Marks & Spencer.
Выживает сильнейший. Если смотреть на неподверженные времени фасады, каждый из них выглядит солидно и уверенно.
Это как большие флагманские линкоры, стоящие на расстоянии друг от друга в 250 м. и успешно выдерживающие конкуренцию в течении десятков лет. Идея у всех одна – низкие цены, удобство и большой выбор.
Каждый универмаг предлагает посетителю что-то свое уникальное. В качестве примера можно рассмотреть два универмага Селфриджес (Selfridges) и Джон Люис (John Lewis).
Селфриджес впервые открыл свои двери для посетителей на Оксфорд стрит в 1909 году. По магическому совпадению чисел после реконцепции повторно открылся в 1990 годах. Сейчас задние Селфриджес представляет собой современное с точки зрения архитектуры здание.
Селфриджес – это универмаг уровня выше среднего. В нем представлено большое количество товаров самых разных знаменитых дизайнеров и топовых брендов и даже произведения современного искусства. Конечно, самые популярные бренды: Prada, Calvin Klein, Chanel, D&G, Dior, John Galliano, Yohji Yamamoto, Narciso Rodriguez. Тоже самое относится и к супермаркету, очень много продуктов и кулинарии со всего мира можно купить только в Селфриджес. Отличительной особенностью этого универмага является очень высокий уровень сервиса: начиная от салонов красоты и ремонтом велосипедов.
Основатель универмага Гордон Селфридж сделал шопинг проще и доступнее для женщин. Он первый придумал размещать внутри здания кафе и рестораны, а также туалет для женщин. Все дело в том, что Гордон Селфридж был ярым сторонником феменизма, он поддерживал женщин в борьбе за свои права и одновременно своих будущих посетителей.
John Lewis открыл свой первый магазин на Оксфорд стрит в 1864 году, а в 2001 было повторное открытие после реконцепции. Универмаги John Lewis в отличие от Селфриджес (Selfridges) не гонятся за модой, а выбрали стабильность и долговечность. В John Lewis можно встретить высококачественную и стильную одежду, товары для дома, бытовую технику, ткани, ювелирные украшения, все это в сегменте выше среднего. John Lewis – уникальная компания у которой 76,5 тыс. владельцев. Первостепенное значение в компании придают качеству и сотрудникам. Так вот в этой компании каждый сотрудник является владельцем, каждый имеет голос при управлении компанией и получает долю ее прибыли. В результате такой политики нет бешенной гонки за быстрой прибылью и согласно уставу товарищества, все стремятся к стабильному благополучию его членов посредством приносящей пользу и удовлетворение работы в успешной компании.
Компания John Lewis также владеет и управляет пятью курортами, что является дополнительным бонусом для сотрудников компании. Такое уважительное отношение к персоналу внутри компании обеспечивает стабильную работу с отсутствием кадровой текучки. Сотрудники готовы работать вдвое больше, с очень высокой самоотдачей. Счастливые сотрудники передают свое отношение и покупателям.
Наличие большого количества самых разных универмагов на Оксфорд стрит говорит о том, что для того чтобы быть конкурентоспособным не обязательно быть самым дешевым, можно добиться большего заботясь о своих сотрудниках.
Подробнее: Arendator.ru