6 июля 2016 • Новости

Более 30% российских городов прекратили строительство торговых центров

Согласно исследованию ООО «Кушман энд Вэйкфилд», в более чем 30% (в 11 из 36) городов России с населением, превышающим 500 000 человек, не ведется строительство качественных ТЦ.
Более 30% российских городов прекратили строительство торговых центров

Похожая ситуация наблюдается в целом по стране.

Лишь единичные проекты в крупных городах достраиваются и выводятся на рынок. Активность на рынке, преимущественно, связана с оптимизацией концепций действующих ТЦ, в частности с обновлением дизайна, пересмотром пула арендаторов и увеличением площадей. В некоторых городах России на данный момент вообще не ведётся строительство значимых форматных торговых центров (более 15 000 кв. м арендуемой площади). Например, если говорить о крупных городах (с населением более 500 000 человек), то это треть городов или 11 из 36, в которых строительной активности не отмечается.

Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

При этом в ряде крупных городов население практически не обеспечено качественными торговыми площадями, например, в Махачкале нет ни одного качественного торгового комплекса, планы на строительство первого пока только заявлялись. В Пензе на 1000 жителей приходится всего лишь 53 кв. м качественных ТЦ. В Рязани и Астрахани построено 103 кв. м на 1000 горожан.

В ряде других городов уровень обеспеченности торговыми площадями на душу населения достаточно высок, например, в Нижнем Новгороде на 1000 жителей приходится 500 кв. м. Город находится на третьем месте по показателю среди городов с населением свыше 500 000 человек. Для сравнения — в Краснодаре, где наблюдается самая высокая насыщенность торговыми площадями, на 1000 жителей приходится 748 кв. м, на втором месте — Самара (562 кв. м на 1000 жителей).

Обеспеченность качественными торговыми площадями на душу населения в крупных городах, где не ведется строительство ТЦ (города с населением свыше 500 000 человек)

Показатель обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей является лишь одним из индикаторов развития рынка. С учётом других параметров (например, уровень покупательской способности населения — размер оборота розничной торговли, доходов и расходов населения) сейчас уже многие города близки к балансу спроса и предложения с учётом существующих и достраиваемых в данный момент торговых объектов. Если говорить в целом про ситуацию на рынке, то можно констатировать, что мы переходим от периода бурного роста рынка к органической — точечной застройке, от традиционных проектов, предлагающих международный стандарт, к проектам с оригинальной концепцией, либо торговым объектам в составе масштабных проектов развития территорий, где необходимо обеспечить соответствующий уровень инфраструктуры в новом жилом районе.

Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Согласен с использованием cookies