В рамках 5 ежегодной биржи площадей «КОМАР 2013» Андрей Шувалов, старший директор отдела торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд», провел мастер- класс, посвященный современным концепциям торговых центров.
По мнению Андрея существует три основных тренда, которые учитываются при создании концепций торговых центров – увеличение средней площади торговых центров, развитие зоны фуд-корта и развлекательной составляющей. «В настоящее время рынок торговой недвижимости движется по пути укрупнения, поэтому в 2013 году рецепт идеальной концепции- 130-140 тыс. кв. м. сдаваемой площади, но, безусловно, такие масштабы приемлемы только для больших городов-миллионников», - считает Андрей.
Вторым трендом при создании концепции торгового центра, является усиление внимания к фуд-корту. Требования к пространству фуд-корта оставались неизменными около 10-15 лет, и теперь пришло осознание необходимости пересмотра некоторых характеристик. В частности, при разработке концепции фуд-корта увеличивается посадочная зона, около 65 столов на одного оператора (ранее 30-35 столов), максимизируется использование дневного света и открытого пространства, например, все чаще в торговых центра появляются террасы.
Осознавая тот факт, что большинство семей совершает покупки вместе со своими детьми, особая роль стала отводиться детским развлекательным мероприятиям, причем усиливая в них образовательную функцию. Так во многих ТРЦ часто можно увидеть кулинарные мастер-классы для детей или мастер-классы по лепке.
Андрей обозначил те проекты, которые на его взгляд являются одними из лучших. Он особенно отметил Westfield в Лондоне и ION в Сингапуре. Среди российских ТРЦ лучшим, по мнению эксперта, является торговый центр Метрополис как по набору арендаторов, так и по соотношению размеров торговой галереи с событийной зоной.
Андрей представил новый проект ООО «Кушман энд Вэйкфилд» «Зеленый Мыс», расположенный в Тюмени. Это уже второй проект компании в этом городе. Первый проект ТРЦ «Кристалл» уже сдан в аренду. В ТРЦ «Зеленый мыс» будут представлены самые последние тенденции, и он обещает стать лучшим региональным проектом, «эффективным и понятным конечному потребителю».
В заключение своего мастер- класса Андрей Шувалов рассказал о торговом центре Myzeil во Франкфурте- на- Майне, который примечателен не только дорогой стоимостью строительства, интересными архитектурными решениями, но еще и рекордной посещаемостью в день открытия- 120 тысяч посетителей.