С заявлениями о новых бизнес-центрах в III квартале никто не выступил. Девелоперы ждут, когда власть объявит новые правила игры.
За три квартала 2011 г. арендаторы сняли столько же офисных помещений, сколько за весь 2010 г., рапортовала Colliers International. По итогам года статистика, по их прогнозам, будет также радовать собственников. «Спрос на офисные помещения не снижается, и в IV квартале мы прогнозируем дальнейшее сокращение уровня вакантных помещений», — говорится в отчете Colliers. Но аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд» уточняют: показатель заключения новых договоров аренды невелик. В частности, из арендованных почти 1,4 млн кв. м таковых всего на 370 000 кв. м. Для сравнения: в докризисном 2007 г. это соотношение составляло 1,52 млн и 1,19 млн кв. м соответственно.
Несмотря на «высокие темпы поглощения», вакантными на рынке офисов по-прежнему остаются то ли 1,5 млн кв. м (данные Colliers International), то ли 2,1 млн кв. м (подсчеты Jones Lang LaSalle). Общий объем качественных офисов к ноябрю превысил 13 млн кв. м, к концу года, по прогнозу консультантов, будет сдано 0,5-0,7 млн кв. м новых кабинетов. Учитывая, что за три квартала девелоперы ввели немногим более 400 000 кв. м, на всплеск их активности в предновогодние месяцы аналитики не очень рассчитывают.
Даже в разгар кризиса (2008-2009 гг.) в Москве ежегодно в эксплуатацию поступало более 1 млн кв. м офисных помещений: примерно 1,8 млн и 1,7 млн кв. м соответственно. В относительно спокойном 2010 г. ввод новых кабинетов также перевалил за 1 млн кв. м (данные GVA Sawyer). С заявлениями о новых бизнес-центрах в III квартале никто не выступил. Все ждут, когда власть объявит новые правила игры, объясняет маркетолог GVA Sawyer Владислав Фадеев: «Девелоперы, разрабатывая проект сейчас, должны учитывать данную неопределенность». Новых проектов нет. Хотя, уверяет Елена Денисова, директор отдела офисных помещений CBRE, на них есть покупатели среди девелоперов, «которые считают для себя возможным построить новый высококлассный БЦ класса А». Но в связи с «паузой», которую дали рынку офисов московские власти, такой возможности не находят«, — признает она.
Петр Исаев, директор департамента коммерческой недвижимости Capital Group, считает хорошей стратегией на сегодня покупать небольшие объекты в интересных местах, проводить реконцепцию и делать «бутик-офисы». Минимизация площадей бизнес-центра названа опрошенными «Ведомостями» брокерами правильной бизнес-идеей. «Будущее за среднеформатными проектами — в 30 000 — 40 000 кв. м с продуманным стрит-ритейлом (рестораны, фитнес) на первых этажах, — выражает общее мнение Ольга Побуковская, директор департамента офисной недвижимости Colliers. — Спрогнозировать заполняемость “на перспективу” более крупных БЦ проблематично». Юлия Никуличева, начальник отдела стратегического консалтинга JLL, советует не только строить небольшие офисные центры, но строить их в правильных местах: «Новые офисы арендаторам не сильно нужны, особенно на востоке города или в “Москва-сити” — там и реализация существующих идет не очень хорошо. Но, например, на юго-западном, газпромовском направлении офисы расходятся как горячие пирожки».
Для тех бизнесменов, кто не хочет идти по стандартному пути и снимать помещение в бизнес-центре, в Москве появилось предложение так называемого клубного офиса (он открылся в начале декабря). Создатели (Антон Хмельницкий и Салават Тимирясов) позиционируют Cabinet Lounge (так называется новый «клуб бизнесменов») как коворкинг-офис премиум-класса. На площади 900 кв. м в особняке Шехтеля (где в прошлом веке находился Московский купеческий клуб) оборудованы переговорные комнаты, конференц-залы, ресторан, бар и предлагаются рабочие места для очень белых воротничков — т. е. для топ-менеджеров, которые по каким-то причинам не хотят (или не могут) снять в столице «нормальный» офис. Как любой клуб, он работает по клубным картам. Есть четыре типа членства: его минимальная годовая стоимость составит $750/мес. (в основном она дает право на разовые посещения, каждое из которых оплачивается отдельно), максимальная — $2550/мес. Клубные офисы (или private members business clubs) — это свежий мировой тренд, они начали открываться в Европе и США в 2008 г.
Читайте далее: www.vedomosti.ru