13 июня 2017 • Новости

Движение из центра: Статья Татьяны Дивиной в Строительной газете

В целом, на реализацию проектов, безусловно, по-прежнему влияет ситуация в экономической и финансовой сферах. Стремительный рост просроченной задолженности по строительным кредитам в последние годы тому подтверждение.Движение из центра: Статья Татьяны Дивиной в Строительной газете

По данным ЦБ, доля просроченных кредитов на строительство выросла с 8% в IV квартале 2014 г. до 23% в I квартале 2017 г. При этом, рынок России все больше насыщается торговыми площадями. Наименее охваченными вниманием девелоперов остаются города с населением менее 300 тыс. человек. В этих городах емкость рынка сравнительно небольшая, и одного крупного торгового объекта и двух-трех средних ТЦ достаточно для покрытия потребностей всего города (в сумме это примерно 100-200 тыс. кв. м, распределенных на несколько лет, так как проекты не реализуются одновременно). В более крупных городах строительство также ведется, но уже значительно в меньших масштабах, чем в 2010-2014 гг.

В результате, количество новых торговых площадей, выводимых на рынок России, постепенно снижается — с рекордных 2,2 млн кв. м в 2014 г. до 1,6 млн. кв. м в 2016 г. и 1 млн кв. м в 2017 г. (прогноз). В I квартале 2017 г. было введено в строй всего 146 тыс. кв. м, что на 40-60% меньше, чем за аналогичный период в предыдущие 2-3 года. И в обозримом будущем, в перспективе 5-7 лет, новые рекорды мы вряд ли увидим.

Торговые сети уже имеют значительное региональное покрытие. И в современных условиях все больше обращают внимание не столько на региональную экспансию, сколько на качественное развитие — оптимизацию операционной деятельности и логистики, обновление форматов, интеграцию и балансирование онлайн- и оффлайн-деятельности, внедрение новых технологий. Как пример, гипермаркеты пробуют форматы меньшего размера («Лента», «О’кей», «Ашан»), торговые компании разных категорий товаров внедряют современные IT-решения («Л’Этуаль», «М.Видео»), некоторые ритейлеры расширяют линейку товаров («Техносила», «Эльдорадо»), дискаунтеры проводят реконцепцию своих магазинов с целью повышения лояльности потребителей («Пятерочка», «Дикси», «Магнит»).

Еще несколько лет назад строительная активность в значительной степени была сконцентрирована в центральных областях и городах с населением более 500 тыс. человек. А по состоянию на I квартал 2017 года объекты в стадии строительства есть только в шести регионах ЦФО, да и то, больше половины строительного объема покрывает Курск, где планируется к вводу вторая фаза крупного торгового центра «Европа» (107 тыс. кв. м арендуемой площади).

В последнее время девелоперы все чаще заявляют проекты в удаленных от центра городах. Например, в I квартале началось строительство крупных торговых объектов в Хабаровске, Владивостоке, Грозном. Активность смещается в Сибирь, на Дальний Восток, продолжает развиваться юг России. Так, лидером по объему строящихся площадей наряду с Москвой и Московской областью является Красноярский край (380, 420 и 200 тыс. кв. м соответственно).

Разумеется, строительство продолжается и в других городах России, но масштабы его продолжают снижаться. Емкость рынка конечна, и девелоперы это понимают. Гонка «больше, быстрее, масштабнее» завершена. Исключением остается Москва, где расширяющиеся границы и развивающая инфраструктура меняют правила игры, дают новые импульсы развитию рынка торговых помещений. Так, в ближайшие годы новая волна девелопмента торговых объектов здесь будет обусловлена созданием новых ТПУ (транспортно-пересадочных узлов) и развитием территорий Новой Москвы.

Читайте статью на портале stroygaz.ru

Согласен с использованием cookies