31 июля 2012 • Новости

Комментарий Ирины Бондаревой для газеты "Московские Новоcти": Сам себе риэлтор

C появлением интернет-ресурсов, содержащих объемную базу предложений по аренде квартир, например хорошо известного ЦИАНа, клиенты стали отдавать предпочтение самостоятельному поиску. Похожая ситуация развивается теперь и на рынке офисной недвижимости. Серьезную конкуренцию риэлторам могут составить клиентские сайты, чьи базы формируют собственники офисов.

На Западе клиентские сайты пользуются популярностью, они приносят своим владельцам немалую прибыль. Не зря американский ресурс loopnet.com, насчитывающий 5,8 млн зарегистрированных пользователей, был продан за $860 млн. «Эти ресурсы действительно способны исключить брокерские услуги из процесса, поскольку помимо довольно подробных сведений о самом объекте содержат и контактную информацию», — говорит Ирина Бондарева, старший директор отдела офисной недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд».

Среди таких сайтов — officelord.ru, чей контент пополняют сами арендодатели. Собственники не только могут самостоятельно обновлять информацию по своим площадям, «но и получают доступ к анализу объектов конкурентов», говорит Алексей Игнатов, соучредитель проекта. По сути дела, речь идет о возможности ознакомиться с ценовой политикой на рынке и точнее сориентироваться в установлении собственных расценок. В свою очередь арендатор получает прямой доступ к актуальной электронной базе, что позволяет экономить время и деньги. По словам Игнатова, комиссионные агентств недвижимости в среднем по рынку составляют от 50 до 100% месячной арендной платы.

В отличие от клиентских сайтов база большинства порталов недвижимости содержит объявления не только от арендодателей, но и от риэлторов, и такие ресурсы тоже имеют свои преимущества. По словам Георгия Дзагурова, генерального директора Penny Lane Realty, компания не только рекомендует клиентам давать объявления на подобных ресурсах, но и сама размещает рекламу. «Нам известно более 40 таких ресурсов, которые существуют независимо от сайтов профессиональных риэлторских агентств. Их наличие — объективная реальность, навеянная самим рынком», — говорит Дзагуров. Так, на сайтеhttp://www.allmoscowoffices.ru можно найти офис в 1036 зданиях столицы. При этом можно выбрать параметры поиска: по метражу, цене, качеству отделки, близости к определенной станции метро и другие. Пользователи могут как сдать свой офис, так и снять его. Нужно лишь заполнить форму поиска, по результатам которого ресурс предложит список объектов, причем сразу на карте. На сайте http://mycitadel.ru/ пользователям предлагается самостоятельно подобрать себе офис, а затем связаться напрямую с собственниками, не выплачивая никому комиссий.

Сайт realty-inform.ru предлагает помещения не только под офисы, но и под любое другое коммерческое назначение — автомойку, аптеку, банк, салон красоты, ресторан, обменный пункт или медицинский кабинет.

Эксперты признают, что онлайн-базы удобны, если речь идет о небольших площадях — до 2 тыс. кв м. Хлеб крупных сделок интернет-ресурсы вряд ли отберут. Анализ закрытых масштабных сделок показывает, что большая их часть, в особенности от 10 тыс. кв. м, заключается все-таки с привлечением консультанта, говорит Ирина Постникова, старший консультант отдела офисных помещений компании CBRE.

Большинство опрошенных «МН» консультантов по офисной недвижимости скептически отнеслись к возможности конкуренции со стороны клиентских сайтов. «Многие вопросы, неминуемо возникающие в процессе общения арендодателя и будущего арендатора, гораздо эффективнее и оперативнее решаются при участии брокеров, которые знают и понимают цели обеих сторон, а потому способны предлагать оптимальные решения», — отметила Ирина Бондарева. «Без посредников этот рынок вообще неэффективен, к этому давным-давно пришли во всем развитом капиталистическом мире», — отмечает Алексей Богданов, директор департамента офисной недвижимости S.A. Ricci.
 

Подробнее: Московские Новости