Сложная экономическая ситуация создает значительные трудности для собственников в реализации офисных помещений. Средний срок экспозиции арендованных в текущем году качественных офисных площадей достиг показателя в 273 дня.
Сложная экономическая ситуация создает значительные трудности для собственников в реализации офисных помещений. Средний срок экспозиции арендованных в текущем году качественных офисных площадей достиг показателя в 273 дня.
Тенденция увеличения срока реализации офисов наблюдается с 2011 г. За последние десять лет только в 2010 г. цифра была выше - 317 дней, в 2011 г. картина была аналогична сегодняшней - арендованные офисные помещения пустовали в среднем 9 месяцев. Однако нынешняя ситуация сопровождается также самой высокой вакансией за последние 10 лет - в четвертом квартале этого года показатель достиг 20,1%, в среднем в течение года доля вакантных помещений составила 18%.
Средний срок экспозиции по закрытым за год сделкам, дни; доля свободных площадей, %
Данные: ООО «Кушман энд Вэйкфилд»
Структура сделок на офисном рынке по длительности экспозиции помещений также изменилась. Юлия Богомол, старший директор отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд», поясняет: "Доля предварительных договоров аренды в последнее время значительно сократилась. В 2007 г., когда наблюдался дефицит офисных помещений на рынке, большая часть площадей была реализована по предварительным договорам аренды. Сейчас ситуация обратная - предложение на рынке избыточное. И доля предварительных договоров снизилась до небывалого уровня. Все сделки предварительной аренды сейчас - это сделки с заменой арендаторов, когда компания занимает помещение до момента появления нового арендатора. То есть новый договор подписывается за неделю до фактического освобождения помещения, что по сути - не является сделкой предварительной аренды в классическом понимании".
По сравнению с предыдущими годами уменьшилась суммарная площадь помещений, сданных в аренду после 3 месяцев экспозиции. Самая большая доля площадей (порядка 240 тыс. кв. м) была реализована после 0,5-1 г. экспозиции.
Что касается вакансий, около половины (1,5 млн кв. м) пустующих качественных помещений маркетируется более двух лет. По некоторым открытым вакансиям этот период приближается к четырем годам - рекордный срок для качественного рынка. Практически 600 тыс. кв. м вакантных площадей пустуют 1-2 г., и только 280 тыс. (почти 9%) ждут реализации пока менее 3 месяцев.