17 апреля 2016 • Новости

Россия лидирует по совокупной площади новых торговых центров

Согласно отчету ООО «Кушман энд Вэйкфилд», на европейском рынке торговой недвижимости ожидается усиление девелоперской активности — площадь новых торговых центров, заявленных к вводу в регионе в 2016-2017 гг. составит 9,1 млн кв. м.
Россия лидирует по совокупной площади новых торговых центров
  • Общая площадь качественных торговых центров, построенных в России во втором полугодии 2015 г., составила 1,1 млн кв. м — рекордный показатель во всей Европе
  • В H2 2015 г. в Европе было введено двое больше площадей, чем в первом полугодии прошлого года
  • Во втором полугодии 2015 г. в ТЦ Европы было инвестировано 15,5 млрд евро, что на 16,6% больше аналогичного показателя годом ранее

Согласно отчету ООО «Кушман энд Вэйкфилд», на европейском рынке торговой недвижимости ожидается усиление девелоперской активности — площадь новых торговых центров, заявленных к вводу в регионе в 2016-2017 гг. составит 9,1 млн кв. м.

Согласно отчету «Торговая недвижимость Европы», по итогам 2015 года уровень нового строительства в регионе — один из самых низких за последнее десятилетие. Общая площадь введенных за год торговых центров составила 4,6 млн кв. м, что на 15,8% меньше аналогичного показателя за 2014 год. При этом во втором полугодии минувшего года было построено 3,3 млн кв. м торговых площадей, что в два раза больше результата за первое полугодие того же года.

Девелоперская активность в регионе в течение 2015 года была слабой, но ожидается ее усиление в 2016-2017 гг. Сейчас на этапе строительства — 9,1 млн кв. м торговых площадей, ожидаемых к вводу до конца 2017 года.

Что касается инвестиций, во втором полугодии 2015 года в торговые центры Европы было вложено 15,5 млрд евро, что на 16,6% больше аналогичного показателя годом ранее. Самыми востребованными с точки зрения инвестиций рынками остались Великобритания и Германия, именно они привлекли более 45% от общего объема капитала.

Согласно отчету, самой перспективной локацией в отношении девелопмента торговых центров остается Лондон .Учитывая низкую обеспеченность торговыми центрами (231 кв. м на 1000 жителей) и одновременно рост продаж (к 2020 прогнозируется рост розничных продаж на 15,8%), мегаполис является ключевым рынком Европы с точки зрения потенциала для развития новых торговых центров.

Другие рынки Великобритании, такие как Эдинбург, Манчестер, Бирмингем, Лидс, Глазго и Бристоль, также предлагают благоприятные условия для развития бизнеса. В течение следующих 5 лет здесь ожидается рост уровня розничных продаж.

Розничные продажи также вырастут в Мадриде и Барселоне, оборот розничной торговли к 2020 году здесь вырастет на 12%. На ключевых рынках Германии и Франции прогнозируется менее стремительный рост показателя — на 6% и 7,5% соответственно.

В Центральной и Восточной Европе, включая такие города, как Анкара, Стамбул, София, Прага и Рига, отмечается высокий потенциал роста. Во втором полугодии 2015 года в регионе было завершено строительство ряда масштабных торговых центров, включая Зеленопарк в Московской области (GLA 110 000 кв. м), Podium Ankara в Турции (GLA 61 500 кв. м) и польский Zielone Arkady (GLA 51 000 кв. м). 12% нового строительства составляют площади новых фаз существующих торговых центров. В дальнейшем, до конца 2017 года, дополнительные фазы составят 9% от общего объема нового строительства.

Россия сохраняет свою позицию крупнейшего рынка торговых центров во всей Центральной и Восточной Европе с общей площадью форматных торговых центров равной 17,4 млн кв. м. 30% из них составляют масштабные проекты площадью более 80 000 кв. м. Общая торговая площадь форматных торговых центров, построенных во втором полугодии 2015 года, составила 1,1 млн кв. м – показатель стал самым высоким в регионе. Однако при этом объем нового строительства за весь минувший год был меньше аналогичного показателя за 2014 год на 21%. Доля новых площадей в торговых центрах Москвы составила всего 10% от общего прироста в стране.

Общая площадь торговых центров, заявленных к вводу в 2016-2017 гг., составляет 2,5 млн кв. м, таким образом, в России наблюдается самый насыщенный план по новому строительству во всей Европе. Однако, высока вероятность того, что заявленные объёмы не будут введены в эксплуатацию полностью, поскольку ввиду политических и экономических факторов, девелоперы откладывают сроки новых открытий.

Мы наблюдаем отчетливые тренды в регионе. В ключевых странах Западной Европы девелоперы сместили фокус со строительства новых торговых центров на расширение уже существующих. В условиях ограниченного предложения земельных участков под строительство новых объектов на развитых рынках рост активности по реконструкции и расширению существующих торговых центров является логичным. Мы ожидаем, что этот тренд будет продолжаться, поскольку в высоко конкурентном окружении собственникам необходимо поддерживать интерес потенциальных посетителей к своим объектам, предлагая современные решения.

Джастин Тейлор, руководитель направления торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд» по региону EMEA

В прочих регионах Европы мы наблюдаем другую картину. В Центральной и Восточной Европе и в Скандинавских странах, например, девелоперы предпочитают развивать новые крупномасштабные торговые центры.

Что касается рынка инвестиций, то Великобритания и Германия продолжают удерживать лидирующие позиции. Тем не менее, инвесторы ищут новые рынки для размещения капитала — мы наблюдаем существенный рост инвестиций в Скандинавских странах, в странах Бенилюкса, Португалии, Польши и Турции. Во Франции, Италии, Испании, Румынии, Словакии и Чехии, наоборот, за второе полугодие 2015 года показатели снизились относительно аналогичного периода предыдущего года.

Сильвиа Колибабова, автор отчета