1 июля 2021 • Новости

Россия сравнилась с Европой по обеспеченности торговыми площадями

Обеспеченность торговыми площадями в России составляет 266 кв. м на тысячу жителей, что сопоставимо с показателями европейских стран. Для сравнения: в Великобритании показатель составляет 254 кв. м, в Польше — 285 кв. м, во Франции — 307 кв. м. Такой вывод содержится в аналитическом отчете #MARKETBEAT Lite, подготовленном аналитиками ООО «Кушман энд Вэйкфилд» по итогам II квартала 2021 года.

Эксперты компании получили такие данные, взяв в расчет суперагломерации, состоящие из тяготеющих к единому центру и связанных между собой транспортными артериями городов с населением от 50 тыс. человек. Таким образом, учитывалось не все население России, а реальная целевая аудитория форматных торговых центров. В концепции суперагломераций, разработанной аналитиками ООО «Кушман энд Вэйкфилд», страна представлена как совокупность «островов», сравнимых по плотности населения и экономическим функциям. Центры суперагломераций определены исходя из миграции населения, социально-экономического положения и территориальной доступности.

ООО «Кушман энд Вэйкфилд» постоянно совершенствует подходы к анализу рыночной информации, повышая уровень точности получаемых данных. Ранее учитывалось все население России, и поэтому при расчетах наша страна отставала от Европы по обеспеченности торговыми площадями. Однако именно в городах с населением от 50 тыс. жителей можно говорить о более развитой городской культуре, культуре потребления и доступности современных форматов торговли. Синергия этих городов в едином кластере позволяет сетевым операторам оптимально выстраивать свою логистику и эффективно развиваться. В связи с этим было принято решение разработать новую концепцию для оценки. В европейских странах торговые объекты и население распределены по территории более равномерно, чем в России, поэтому там берется в расчет все население.

* указаны города, являющиеся центрами суперагломераций; все данные относятся к территориям суперагломераций

Модель суперагломераций также позволяет качественно прогнозировать развитие логистических центров России. Территориальные «острова» с высокой плотностью населения представляют собой наиболее перспективные зоны для развития онлайн-ритейла, драйвера складского сегмента коммерческой недвижимости. Емкость основного ядра рынка онлайн-торговли в России — 86 млн человек. Концепция суперагломераций позволяет определить оптимальное расположение для распределительных центров в регионах. Такими локациями могут стать как социально-экономические центры суперагломераций, так и другие «точки тяжести» выделенных кластеров.

Пандемия стала катализатором перезапуска рынка торговой недвижимости России, и сейчас как никогда для сегмента важны тонкие настройки. Мы оказались в ситуации, когда строительная активность снижается ввиду насыщения рынка, в то время как индикаторы говорят об отставании от европейских рынков в разы. Решением этой задачи стал более предметный анализ рынка, который показал, что с поправкой на неравномерность распределения населения по территории страны и учётом зон логистической и инфраструктурной доступности, российский рынок сравним с показателями европейских стран по насыщенности торговыми площадями. Важным выводом для игроков рынка должно стать смещение фокуса внимания с нового строительства на обновление уже существующих объектов. Обновление концепции, позиционирования, каналов коммуникации с потребителем и таргетирования целевой аудитории в соответствии с изменениями потребительских паттернов может стать хорошей возможностью для существующих объектов выйти на лидирующие позиции на локальном рынке.

Татьяна Дивина, старший директор, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Девелоперская активность на рынке сохраняется: достраиваются объекты, начатые 2-3 года назад, и анонсируются новые. Однако ввиду смещения фокуса девелоперов на строительство небольших ТЦ и уменьшения среднего размера торгового центра, в ближайшие несколько лет строительный объем будет снижаться. В 2022-2023 гг. на рынок будет выводиться около 400 тыс. кв. м торговых площадей ежегодно.

Евгения Сафонова, аналитик департамента исследований и аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд»ь

Полный отчет можно скачать по ссылке.

Среди других тем #MARKETBEAT Lite Q2 2021:

РИТЕЙЛ: Посещаемость в торговых центрах Москвы в мае-июне ниже показателей 2019 года в среднем на 10%. Вследствие введенных ограничений на работу заведений общественного питания и детских развлечений отставание будет увеличиваться, и до конца года посещаемость вряд ли вернется на уровень 2019 года.

ОФИСЫ: Новое строительство превысит 500 тыс. кв. м впервые за 5 лет за счет ввода крупных built-to-suit объектов, при этом ввод большинства спекулятивных объектов придется на второе полугодие.

СКЛАДЫ: сумма площадей, введенных в эксплуатацию в 2021 году, составит 0,9-1 млн кв. м, что станет наиболее высоким показателем за последние 5 лет.

ИНВЕСТИЦИИ: Сумма инвестиционных сделок в России за январь -май 2021года — 1,4 млрд евро.

Денис Соколов
Партнер
Советник
Исследования и аналитика
Согласен с использованием cookies