Потребители предпочитают копить деньги, а не тратить: по данным Росстата 11,8 % своих доходов россияне несут в банки (в 2008 году – 5,3%) Ритейлеры предпочитают торговые центры со сформировавшейся или предсказуемой зоной охвата, в таких торговых центрах уровень свободных помещений минимален (в Москве – около 1%). Новые торговые центры в Москве открываются заполненными на 70%. За первый...
Согласно предварительным данным Cushman & Wakefield за 1 квартал 2011 года, рынок торговой недвижимости становится все более прагматичным. Хотя еще многие российские покупатели продолжают рассматривать поход в торговый центр скорее как развлечение, чем необходимость совершать покупки, тем не менее, жителей крупных городов все труднее привлечь красотой и роскошью торговых центров. По данным Росстата потенциальные покупатели предпочитают копить деньги, а не тратить. Статистика Росстата подтверждается и мониторингом посещаемости Cushman&Wakefield:
Посещаемость (% от 1 кв. 2010)
Источник: ООО «Кушман энд Вэйкфилд»
Уровень свободных помещений в качественных и стабильно функционирующих торговых центрах Москвы снизился до минимального (около 1%) еще в конце 2010 и продолжает находиться на этом уровне. В целом по России, уровень свободных помещений выше (до 10%), но активно снижается. Ритейлеры крайне осторожно рассматривают перспективы размещения в новых торговых центрах, поэтому их заполняемость намного ниже.
Источник: ООО «Кушман энд Вэйкфилд»
Несмотря на большое количество строящихся и заявленных к выводу на рынок новых торговых центров, в первом квартале было введено всего лишь четыре:
Город | Название | Общая площадь (GBA) кв.м. | Торговая площадь (GLA) кв.м |
Москва | МонАрх | 180 000 | 16 000 |
Москва | АФИМОЛЛ СИТИ | 179 423 | 101 000 |
Санкт-Петербург | Сити-Молл | 44 750 | 29 087 |
Новосибирск | Аура | 150 574 | 60 439 |
Тем не менее, объемы строящихся торговых площадей России находятся на первом месте в Европе и, возможно, что в ближайшее время в России будет введено в эксплуатацию около 50 новых качественных торговых центров c GLA более 3 млн. кв.м.
«На мой взгляд, сейчас на рынке происходят интересные качественные изменения, главное из которых - переосмысление форматов новых торговых площадей. Концепции большинства торговых центров, которые планируются к вводу в ближайшее время, подвергается переосмыслению или доработке. При проектировании новых торговых центров, которое происходит сейчас, акцент стал смещаться от традиционных мегамоллов к более экономичным ритейл-паркам, аутлет-центрам, относительно небольшим центрам районного масштаба» - комментирует Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield
Активность ритейлеров находится на высоком уровне. На рынке много ритейлеров, занимающихся поиском новых торговых помещений, как в Москве, так и других регионах России. Экономическая целесообразность становится главным аргументом для принятия решения об открытии новой торговой точки. Ритейлеры хотят не только обоснованного прогноза количества и состава потенциальных покупателей в новой торговой точке, но и гарантий их получения, в том числе зафиксированных в договорах аренды. Эмоциональные и нематериальные факторы, такие как, например, престиж нахождения в данном торговом центре, важность первым в своем сегменте выйти в новый регион и захватить новый рынок, уступили место таким ценностям как, прогнозируемость и тщательное планирование.
Источник: ООО «Кушман энд Вэйкфилд»