Согласно предварительным данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд» за 1 квартал 2011 года, рынок торговой недвижимости становится все более прагматичным. Хотя еще многие российские покупатели продолжают рассматривать поход в торговый центр скорее как развлечение, чем необходимость совершать покупки, тем не менее, жителей крупных городов все труднее привлечь красотой и роскошью торговых центров. По данным Росстата потенциальные покупатели предпочитают копить деньги, а не тратить. Статистика Росстата подтверждается и мониторингом посещаемости Cushman&Wakefield.
Активность ритейлеров находится на высоком уровне. На рынке много ритейлеров, занимающихся поиском новых торговых помещений, как в Москве, так и других регионах России. Экономическая целесообразность становится главным аргументом для принятия решения об открытии новой торговой точки. Ритейлеры хотят не только обоснованного прогноза количества и состава потенциальных покупателей в новой торговой точке, но и гарантий их получения, в том числе зафиксированных в договорах аренды. Эмоциональные и нематериальные факторы, такие как, например, престиж нахождения в данном торговом центре, важность первым в своем сегменте выйти в новый регион и захватить новый рынок, уступили место таким ценностям как, прогнозируемость и тщательное планирование.
Уровень свободных помещений в качественных и стабильно функционирующих торговых центрах Москвы снизился до минимального (около 1%) еще в конце 2010 и продолжает находиться на этом уровне. В целом по России, уровень свободных помещений выше (до 10%), но активно снижается. Ритейлеры крайне осторожно рассматривают перспективы размещения в новых торговых центрах, поэтому их заполняемость намного ниже.
Несмотря на большое количество строящихся и заявленных к выводу на рынок новых торговых центров, в первом квартале было введено всего лишь четыре:
Тем не менее, объемы строящихся торговых площадей России находятся на первом месте в Европе и, возможно, что в ближайшее время в России будет введено в эксплуатацию около 50 новых качественных торговых центров c GLA более 3 млн. кв.м.
На мой взгляд, сейчас на рынке происходят интересные качественные изменения, главное из которых — переосмысление форматов новых торговых площадей. Концепции большинства торговых центров, которые планируются к вводу в ближайшее время, подвергается переосмыслению или доработке. При проектировании новых торговых центров, которое происходит сейчас, акцент стал смещаться от традиционных мегамоллов к более экономичным ритейл-паркам, аутлет-центрам, относительно небольшим центрам районного масштаба.