Наблюдается тенденция к уменьшению средних размеров ТЦ. В 2016 году средний размер составил 44 375 кв. м, что на 7% меньше, чем в прошлом году. В 2017 г. ожидается снижение до 36 145 кв. м.
Строительная активность на рынке ритейла возобновится лишь в 2019-2020 гг., когда начнется реализация анонсированных проектов торговых центров в составе ТПУ (это порядка 250 тыс. кв. м) и проекты ADG Group по реконструкции советских кинотеатров. После ввода в эксплуатацию всех 39 заявленных ТЦ в Москве может появиться до 300 тыс. кв. м торговых и развлекательных площадей.
Средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы оставался стабильным на протяжении 2016 года — 12%. Это связано с тем, что, несмотря на открытие новых проектов с высокой долей вакантности, ранее открытые торговые центры постепенно заполняются арендаторами, что позволяет поддерживать баланс. На фоне сокращения объемов строительства и постепенного восстановления потребительской активности возможно к концу 2017 года наметится рост арендных ставок в прайм торговых центрах.
Ритейл-операторы по-разному прошли через два последние непростые года. В 2015 году ушли с рынка нескольких иностранных игроков. В 2016 году было больше слияний федеральных игроков (Zenden приобрaела сети Thomas Munz и Masscotte, компания Сафмар объявила о приобретении «Эльдорадо» и потенциально рассматривает покупку «М.видео», «Дикси», выкупила часть магазинов «Седьмого Континента»), а также замещения небольших локальных сетей более крупными игроками (Х5 выкупила две крупных торговых сети в Сургуте, а также часть магазинов «Звездный» в Екатеринбурге).
Крупные федеральные сети расширяют географию и осваивают новые регионы, региональные сети пробуют свои силы в столице. Более того, некоторые сети уже реализуют программы международной экспансии (сеть «Воккер» объявила об открытии около 100 ресторанов в Европе, в том числе Чехии, Германии и Израиле), Gloria Jeans собирается выйти на восточноевропейский рынок, ДаблБи открыла кофейню в Барселоне).
Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию. Операторы обновляют магазины, экспериментируют с форматами, разрабатывают новые стратегии для привлечения покупателей. Например, одним из интересных направлений, развивающихся в последнее время, стали моно- и мультиберендовые магазины российских дизайнеров, ранее представленные в основном онлайн. Девелоперы отказываются от больших схем из-за общего смещения акцента торговой инфраструктуры в пользу меньших (районных) форматов. На смену классическому формату регионального торгового центра приходят проекты с развитой социальной, культурно-образовательной функциями, пространствами для общения, обучения и проведения досуга, расширенной зоной развлечений и общественного питания, а также торговые центры в составе городских инфраструктурных проектов или многофункциональных объектов. Проекты ADG и МКЖД как раз отвечают вызову времени и изменившимся запросам рынка и потребителя и станут ключевыми на ближайшие несколько лет.