9 декабря 2010 • Новости

Торговая недвижимость регионов - востановление началось

Период стагнации в торговой недвижимости регионов закончился – констатируется в новом отчете ООО «Кушман энд Вэйкфилд» «Торговая недвижимость России – 2011» (Retail Space Across Russia). В отчете собрана информация по торговой недвижимости 35 городов России, которая основана на регулярном мониторинге рынка недвижимости, базах данных компании ООО «Кушман энд Вэйкфилд», данных федеральных и региональных...
Торговая недвижимость регионов - востановление началось

Период стагнации в торговой недвижимости регионов закончился – констатируется в новом отчете ООО «Кушман энд Вэйкфилд» «Торговая недвижимость России – 2011» (Retail Space Across Russia).  В отчете собрана информация по торговой недвижимости 35 городов России, которая основана на регулярном мониторинге рынка недвижимости, базах данных компании ООО «Кушман энд Вэйкфилд», данных федеральных и региональных статистических служб, а также на результатах собственного анализа компании.  

Проанализировав текущую ситуацию на начало 2011 года на рынках торговой недвижимости в городах с населением более 500 тыс. человек, включая Московский регион, в отчете сделан вывод, что период, когда активность на рынке недвижимости в значительной степени была приостановлена, заканчивается. Во всех исследованных городах возобновляется работа по анонсированным проектам, уровень арендных ставок стабилизировался и в некоторых случаях наблюдается тенденция к росту (как правило, в отдельных наиболее успешных проектах). Положительно на региональную недвижимость смотрят и торговые операторы, которые вновь рассматривают варианты для экспансии в городах за пределами Москвы. О выходе на российский рынок говорят и новые международные операторы, которые хоть и рассматривают своей первой площадкой Москву и Санкт-Петербург, тем не менее в дальнейшем будут рассматривать и регионы.   

Основные выводы отчёта, которые наиболее ярко характеризуют ситуацию на рынке торговой недвижимости регионов России:
- Рынок торговых помещений городов-миллионников и некоторых субмиллионников находится на стадии развития близкой к стабилизации (равновесие спроса и предложения). Некоторые из этих городов по уровню обеспеченности качественными торговыми площадями значительно опережают Москву (например, в Краснодаре этот показатель почти в два раза превышает московский уровень – 590 и 314 кв. м на 1000 жителей соответственно). 
 
- На данный момент на стадии строительства (с анонсированной датой открытия 2011-2013 гг.) находится порядка 3 млн. кв. м качественных торговых площадей. Из них 450 тыс. кв. м в Москве около 1,5 млн. кв. м в городах-миллионниках и около 800 тыс. кв. м в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек. Таким образом, можно говорить о том, что строительная активность больше сместилась из Москвы в регионы. Внимание в большей степени всё ещё уделяется городам-миллионникам, хотя рынок торговых помещений в городах среднего размера (500 тыс. человек и более) также продолжает развиваться.
 
- Наибольшим потенциалом в среднесрочной перспективе с точки зрения ООО «Кушман энд Вэйкфилд» обладают города с населением от 500 тыс. человек. Эти города ещё не насыщены качественными торговыми площадями, но при этом многие из них имеют высокий потенциал: устойчивое экономическое развитие, показатели покупательской способности населения выше, чем в среднем по России. Примером, отложенного спроса на качественные торговые площади может служить Воронеж. В течение кризисных 2009-2010 годах общее количество качественных торговых площадей в городе возросло в 10 раз (с 32 000 кв.м до 320 000 кв.м) – было введено пять торговых центров. При этом уровень средней арендной ставки на торговые площади в качественных торговых центрах в городе снизился не так значительно, как можно было бы ожидать, в значительной степени проекты нашли своих арендаторов и посетителей. В составе проектов вышли на рынок новые для города операторы (например, KIKA в ТЦ Град).
 
«К настоящему времени экономика страны находится на этапе восстановления после финансового кризиса. Характерно, что розничная торговля в этой ситуации выступает в качестве катализатора экономического роста. Страна имеет большую территорию, охватывающую несколько часовых поясов, и каждый город имеет свои уникальные характеристики и особенности развития рынка торговой недвижимости. Поведение потребителей также отличается от города к городу, как и определяющие его факторы: уровень экономического развития, благосостояние населения, уровень доходов, покупательские предпочтения и т.д. Данный отчёт даёт общее представление о рынке торговой недвижимости в крупнейших городах России в период динамичных изменений, происходящих в экономике страны» - комментирует Татьяна Дивина, старший аналитик отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд». 

Согласен с использованием cookies