ООО «Кушман энд Вэйкфилд», крупнейшая международная частная компания, оказывающая услуги в сфере коммерческой недвижимости, выпустила отчет «Торговая недвижимость России» (Retail Space of Russia), отражающий состояние рынка торговой недвижимости крупнейших городов РФ. Экономическая ситуация в России стабилизируется и наступает фаза посткризисного развития. Как следствие, сегмент торговой недвижимости становится одним из основных двигателей экономического роста страны в целом, говорится в отчете, опубликованном сегодня на международной выставке МАПИК в Каннах.
Отчет «Торговая недвижимость России» был впервые опубликован ООО «Кушман энд Вэйкфилд» в 2010 году и оценивает состояние рынка торговой недвижимости в 30 городах России по таким показателям как оборот розничной торговли, объем качественных торговых площадей и будущего строительства, присутствие крупных международных и российских сетей.
По состоянию на 2012 год Россия занимает третье место в Европе по торговым оборотам после Франции и Германии (данные компании GFK Geоmarketing). При этом, по данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд», обеспеченность торговой недвижимость в России составляет 95 кв.м на 1000 жителей, что в несколько раз ниже средних европейских показателей в 247 кв.м.
«Если оборот розничной торговли продолжит прирастать ежегодно на 5%, к концу 2013 года Россия станет крупнейшим потребительским рынком Европы, согласно данным отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд» в Москве. Качественные объекты торговой недвижимости постепенно замещают наследие советского и ранне-российского девелопмента, и рынок торговой недвижимости интенсивно развивается за счет нового строительства» - говорит Максим Карбасникофф, партнер, руководитель отдела торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд».
Согласно данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд» в России более 500 качественных торговый центров, с общей торговой площадью более 15,4 млн. кв.м. (данные 1 октября 2012). Более 100 торговых центров находятся в стадии строительства, что привнесет на рынок дополнительные 4,6 млн. кв.м..
Международные и российские ритейлеры, которые уже присутствуют в России, выходят в новые регионы, предпочитая качество объекта, его расположению. Дальнейшее развитие ограничено нехваткой предложения и торговые центры обычно открываются в новых городах и регионах, которых интересны ритейлерам.
В этом году лидером по количеству торговых площадей на 1000 жителей остается Краснодар (763 кв.м на 1000 жителей), как и два года назад. При этом, за последние два года Краснодар значительно увеличил отрыв от других российский городов. В числе наиболее крупных проектов, введенных в этом году, Красная Площадь (3 фаза, 50 000 GLA) и ОЗ МОЛЛ (169 000 GLA). Для сравнения, в Москве, где на сегодня 13 крупных торговых улиц и 107 качественных торговых центров, количество торговых площадей на 1000 жителей составляет всего 303 кв.м.
Тем не менее, аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд» оценивают дальнейший потенциал Краснодара как умеренный, поскольку после ввода большого числа масштабных проектов на местном рынке наблюдается перенасыщение предложения при отсутствии предпосылок для появления активного спроса. В этой ситуации практически отсутствует потенциал для нового строительства, говорится в отчете.
На втором месте по объемам ввода торговых площадей, согласно отчету, находится Самара (442 кв.м на 1000 жителей), где в этом году был достроен крупный проект Мега Самара (GLA 102 000).
Примерно столько же площадей было введено в Санкт-Петербурге (437 жителей на 1000 кв.м), где в числе крупнейших проектов года можно назвать Лето (80 000 кв. м) и РИО (52 500 кв. м). Активно застраивается Иркутск (2 ТРЦ на стадии строительства), Тула (4 ТРЦ на стадии строительства). Также, большим потенциалом обладают Новосибирск и Кемерово, где наблюдается дефицит качественных площадей при стабильном платежеспособном спросе.
Самый низкий объем ввода торговых площадей из всех городов-миллионников наблюдался в Казани, где, согласно отчету, в 2012 году было построено порядка 8 000 кв.м. Также, в Челябинске после высокой активности 2011 г, в течение которого было построено три качественных торговых объекта общей площадью GLA 150 500 кв. м, наступило затишье и новых проектов не заявлено.
Городом с самым низким потенциалом для строительства новых объектов аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд» признали Тольятти, где на сегодня нет новых торговых центров даже на «бумажной» стадии. Причина столь низкой активности в нестабильной экономической ситуации в регионе и низкой платежеспособности населения.
«Очевидно, что рынки торговой недвижимости городов, активно развивавшихся последние два года, вышли на уровень насыщения и замедление роста, – говорит Лада Белайчук, заместитель руководителя отдела исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд» - в ближайшие несколько лет, «майка лидера» по объему строительства перейдет в города Сибири и Дальнего Востока»
О развитии рынка торговой недвижимости России говорит тот факт, что новые форматы торговой недвижимости стали появляться не только в Москве, где в этом году открылся первый аутлет-центр, но в других городах. Так строительство аутлет-центров было заявлено в Санкт-Петербурге. Также, в Челябинске, наряду с Екатеринбургом, Пермью, Тюменью и некоторыми другими регионами, было анонсировано строительство первых в РФ ритейл-парков.
«Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию в мире, Россия продолжает показывать положительный рост ВВП, что приводит к росту потребительских расходов и как следствие к росту торговых оборотов – говорит Максим Карбасникофф, руководитель отдела торговой недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд», - Россия большая страна и каждый город развивает торговую недвижимость своими темпами. Сейчас мы наблюдаем, что девелоперы постепенно смещают свой интерес в города, которые раньше они даже не рассматривали».