Минувший 2018 год прошел под сильным влиянием ЧМ-2018 по футболу: рекордный спрос на гостиницы в Москве в начале лета позитивно сказался на уровне доходности отелей, при этом отельеры в основном сконцентрировались на достижении максимального уровня тарифов, тогда как среднемесячный уровень загрузки по рынку в целом в июне-июле не дотягивал до 90%.
Если говорить об итогах года, то среднерыночный уровень загрузки для гостиниц современного качества в 2018 году достиг 76,6%, на 4 п.п. выше, чем годом ранее. Лидерами по объемам проданных ночевок стали гостиницы Среднеценового (Midscale) и Выше среднего (Upscale) сегментов: они зафиксировали среднегодовую загрузку в 80,4%. Минимальный прирост в загрузке отмечался только в высоком сегменте, где изменение составило всего 1 п.п. Зато цены размещения выросли во всех сегментах без исключения, в среднем на 38,4% (с 6.428 руб. в 2017 г. до 8.898 руб. за тот же период в 2018 г.). Максимально заработать на постояльцах во время ЧМ-2018 удалось гостиницам Люксового (Luxury) сегмента (+55,0%, до 21 645 руб.).
Как итог, отличные показатели прироста показателя доходности на номер (Revenue per Available Room — RevPAR) продемонстрировали отели во всех ценовых сегментах без исключения. По данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд», среднегодовое изменение доходности на номер для рынка в целом составило 46,1% в рублях и 36% — в долларах США.
Однако к концу года «эффект ЧМ-2018» оказался практически исчерпанным, считает Марина Усенко, партнер департамента гостиничного бизнеса и туризма ООО «Кушман энд Вэйкфилд».
Опираясь на ретроспективный анализ деятельности гостиничных рынков других городов и стран, принимавших ЧМ и аналогичные мега-спортивные мероприятия, участники рынка рассчитывали, что сработает „эффект открытия новой туристской дестинации“, как это произошло, скажем, в Барселоне после проведения Летней Олимпиады 1992 года, где менее чем за десятилетний период ежегодное количество посетителей удвоилось — с 3 млн. в начале 90-х до 7 млн. в 2010 г. Однако один из важнейших механизмов для подобных радикальных изменений московского гостиничного рынка, обсуждаемые Правительством России сразу после завершения ЧМ-2018 реформы визового режима, способные, по оценкам специалистов, увеличить количество посетителей для традиционных „туристских столиц“ страны — Москвы и Санкт-Петербурга — на 10-20% в год, пока не получил дальнейшего развития. Остается надеяться, что мы еще увидим результат, пусть и с некоторой задержкой.
По мнению эксперта, 2019 год имеет все шансы стать годом всеобщего отрезвления и даже «ценовых войн» между московскими гостиницами.
Поэтому ситуация для участников будет непростой. Пока что мы видим, что предпосылок для роста операционной выручки московских гостиниц выше уровня прогнозируемой инфляции нет.
Предложение современного качества резко выросло за 2017-2018 годы — порядка 2 500 «ключей», и рынку еще предстоит «переварить» этот объем. Рынок качественного предложения в Москве за последний год вырос на 4%, а за 2017 год — почти на 9,5%. На 2019 год запланирован ввод всего 715 гостиничных номеров в 4 гостиничных проектах: Holiday Inn Express Baumanskaya, Crowne Plaza Park Huaming, Mercure Neglinnaya и Hampton by Hilton Rogozhsky Val. Таким образом, чистый ожидаемый прирост предложения современного стандарта в Москве в 2019 году оценивается всего в 3,6%.
Следующий «скачок» в приросте предложения стоит ожидать не раньше 2021 года, убеждена эксперт.
Отсутствие радикальных изменений в экономике заставляет гостиничных инвесторов смещать планируемые даты запуска строительства заявленных проектов на более и более поздние сроки, в результате чего ожидаемые средние темпы роста предложения между 2019-2024 гг. составят всего 5,6% в год.
«Ценовые войны» будут обусловлены тем, что рост предложения, увы, не сопровождается соразмерным ростом спроса. Кроме того, спрос продолжит демонстрировать высокую чувствительность к цене. Виной тому — низкие темпы роста национальной экономики, перманентная ситуация с экономическими и политическими санкциями, увеличение налоговой нагрузки (в т.ч. повышение НДС с 18% до 20%) и периодическое ослабление рубля.