При этом большая доля нового номерного фонда будет представлена в проектах высокого класса, что может в очередной раз нарушить неустойчивый баланс цен. Основной объем прироста зафиксирован в сегменте приаэропортовых гостиниц — 1026 новых гостиничных номеров, при этом данная тенденция в течение 2018 г. будет иметь продолжение.
Вместе с тем, в случае продолжения реализации заявленных проектов, сокращение объема новых гостиничных номеров может оказаться кратковременным, а темпы роста вернуться на уровень, превышающий 8% в год, уже с 2019 года.
Среднерыночный уровень загрузки для гостиниц современного качества в 1 кв. 2018 г. составил 66,0%, на 7,5% выше, чем годом ранее. «Чемпионы» по увеличению загрузки — гостиницы категории выше среднего (8,9%), где в 2017 г. не было введено ни одного нового номера.
Следует отметить, что увеличение спроса не стимулировало роста цен, что может объясняться рядом факторов, включая рост загрузки в выходные дни — за счет внутреннего туристского спроса, общее увеличение предложения — особенно, среднеценового и экономичного стандартов в 2017 году, результатом чего является «эффект низкой базы» и проч. Так или иначе, показатель средней цены на номер в 1 кв. 2018 г. снизился по сравнению с 1 кв. 2017 г. на 2,3% (с 6 736 руб. до 6 583 руб.), хотя в люксовом сегменте, а также в сегменте эконом цены на размещение показали небольшой рост (на 2,6% и 0,5%, соответственно).
Несмотря на снижение цен размещения для рынка в целом, рост спроса в 1 кв. года позволил увеличить показатель доходности на номер на 5,1% по сравнению с результатом за аналогичный период 2017 года, до 4 343 руб./номер.
В некоторых ценовых сегментах наблюдались более позитивные тенденции. Так, наиболее впечатляющие результаты продемонстрировали гостиницы в категории выше среднего (13,4% роста), а также гостиницы в среднеценовом и люксовом сегментах (4,5% и 4,4%, соответственно).
Подводя итоги первого квартала года, «разбег» московского рынка за январь-март 2018 г. выглядит вполне традиционным — и по сравнению с 2017 г., и по сравнению с «эталонным» докризисным 2013 годом.
По уровню помесячной загрузки рынок в целом не уступает показателям за аналогичные периоды предыдущих лет. По показателю доходности даже отрицательные величины изменения средней цены на номер удержали доходность на номер в стабильном положении.
Второй квартал, традиционно более выразительный для гостиничного бизнеса, чем первый. Переломным моментом станет середина года — время проведения ЧМ-2018, в связи с которым город ожидает до 1 млн. иностранных посетителей. Хочется надеяться, что множество политических и экономических событий, создающих неоднозначный фон для ЧМ-2018, к открытию которого в настоящее время готовятся не только в Москве, но и в 10 других российских городах, не окажут значимого влияния на планы всех участников этого всемирного праздника спорта. Первичные результаты влияния данного события на работу московского гостиничного рынка будут видны уже в следующем квартале.