Москва, 18 февраля 2025 г. — По данным Commonwealth Partnership (CMWP) по итогам 2024 г. российский ритейл охарактеризовался увеличением оборота розничной торговли на 16% и рекордным количеством новых брендов. За январь-ноябрь 2024 г. оборот розничной торговли (ОРТ) в России составил 49,9 трлн руб. На ноябрь 2024 г. прирост ОРТ составил 16% год к году. На протяжении 12 месяцев паттерны потребительского поведения формировались с учетом изменений экономической обстановки.
Повышение ключевой ставки и удорожание кредитования способствовали сокращению трат на крупные покупки и миграции спроса в категории Развлечения, Кафе и рестораны, Универсальные магазины и маркетплейсы, Продуктовые магазины. Номинальный рост оборота розничной торговли и оборота общественного питания связан как с инфляционными факторами, так и с повышением среднего чека при схожем объеме транзакций, совершенных потребителями.
В марте 2024 г. реальный темп роста ОРТ к соответствующему месяцу прошлого года достиг максимума и до конца года показывал снижение. Во 2 полугодии 2024 года темпы роста потребительской активности незначительно превышали инфляцию, что позволяет говорить об отсутствии реальной компоненты роста показателя.
Удорожание кредитования отразилось как на ритейлерах, так и на собственниках объектов. Открытие новых магазинов и обновление концепций сдерживается ростом ключевой ставки и сложностью привлечения заемных средств. На фоне снижения маржинальности торговых точек ритейлеры вынуждены пересматривать планы по развитию бизнеса. Возросшая стоимость строительства способствовала частому переносу сроков ввода объектов, а замедление активности ритейлеров усложнило поиск арендаторов. Не стоит забывать об e-commerce: переход покупателей на онлайн-платформы ставит новые вызовы перед собственниками ТЦ по удержанию аудитории в офлайн-пространстве
За 12 месяцев 2024 г. российским потребителям стало доступно (заявления официальных представителей бренда или его авторизированных дистрибьютеров) рекордное количество новых брендов, в их число вошли как локальные ритейлеры, так и международные игроки, принявшие решение о выходе на рынок России. Так, в 2024 г. 77 брендов анонсировало свое появление на российском рынке, 51 из них уже доступен российским покупателям.
Среди международных ритейлеров лидируют бренды из азиатских стран. В авангарде — игроки из Китая и Южной Кореи, на их долю приходится 52% новых имен.
В структуре новых российских брендов преобладают категории Одежда, Красота и здоровье, Еда и напитки. В течение года среди операторов прослеживался тренд на развитие за счет расширения ассортимента. Свыше 60% новых брендов стали собственными торговыми марками (СТМ) существующих ритейлеров