19 сентября 2018 • Новости

Компания ООО «Кушман энд Вэйкфилд» провела прес-завтрак для ведущих деловых и профильных СМИ

18 сентября компания ООО «Кушман энд Вэйкфилд» провела пресс-завтрак для ведущих деловых и профильных СМИ на тему «Неделя с новым мэром. Перспективы развития столичной агломерации: про недвижимость и про людей».
Компания ООО «Кушман энд Вэйкфилд» провела прес-завтрак для ведущих деловых и профильных СМИ

Эксперты компании обсудили, в каких социально-экономических реалиях будут развиваться агломерации в новой «собянинской» Москве, что даст городу территориальное развитие земельного банка, как изменится распределительная функция Москвы и будет ли с нее снята нагрузка при развитии агломераций, как градостроительная политика и изменение покупательских привычек поменяет рынок торговой недвижимости, а также как изменится портрет конечного пользователя офисной недвижимости в условиях развития столичной агломерации и какой формат офисов будет востребован в этой связи в перспективе 5 лет.

Жизнь московской агломерации сильно изменилась. Москва обрела настоящий туристический и исторический центр, деловая активность переместилась ближе к Третьему транспортному кольцу, стрит-ритейл постепенно все сильнее теснит крупноформатную торговлю, а Новая Москва начала интегрироваться в структуру мегаполиса. Чемпионат мира тоже стал трансформирующим фактором. Огромный туристический поток не только протестировал инфраструктуру гостеприимства, но и научил город зарабатывать на туристах. Такая трансформация уже сегодня приводит к формированию точек опережающего развития и кластеризации бизнеса и городских активностей. Если основным трендом этого десятилетия являлся редевелопмент и вовлечение в современный коммерческий и общественный оборот промышленных территорий, то в следующее десятилетие на повестке дня будет стоять переосмысление зданий ранней коммерческой застройки 1990-х и начала 2000-х годов. Все большую роль играет качественное управление объектами. Такие сложные и современные форматы, как фудхоллы или гибкие рабочие пространства, требуют креативного подхода и новых решений, в том числе, в технологической сфере.

Сергей Рябокобылко, управляющий партнер, генеральный директор ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Темпы роста экономики снижаются. Среднегодовые темпы роста в следующую пятилетку составят лишь 1,24% в год. Инфляция ожидается на уровне 4%. Несмотря на то, что негативный экономический и политический фон уже «заложен» в этот прогноз, сохраняются высокие риски негативного влияния кризисных ситуаций на развивающихся рынках (девальвация в Турции и Аргентине, бюджетный кризис в Бразилии).

Для Москвы ближайшие 5 лет будут проходить через структурные изменения после 20 лет экстенсивного развития. Темпы миграции в московскую агломерацию снизятся, и в следующую пятилетку мы увидим как джентрификацию отдельных районов, так и геттизацию.

В следующие 5 лет в московской агломерации мы ожидаем ввод в эксплуатацию 2 млн кв. м офисов, при этом лишь 30% будет построена внутри ТТК. Это означает, что для того, чтобы занять эти площади необходимо создать более 200 тысяч рабочих мест для белых воротничков.

Замедление темпов развития столичного региона создает окно возможностей для региональных агломераций в конкуренции за таланты, творческий потенциал и деловую активность. Среди наиболее перспективных городов можно выделить Самару, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Воронеж.

Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

В рамках федеральной программы развития агломераций РФ, за последние пять лет площадь Москвы увеличилась в 2,5 раза. Это увеличение произошло путем присоединения новых территорий, сосредоточенных на Юге и Юго-Западе Московской области — Новой Москвы. С присоединением новых территорий было построено не только 8 миллионов квадратных метров жилья, но и 70 км новых дорог, 2 станции метро и свыше 50 социальных объектов. Также реконструированы 8 муниципальных и 5 парков регионального значения. К 2035 году население Новой Москвы вырастет до 1,5 миллионов человек, и поэтому правительство ставит перед собой задачу довести количество рабочих мест до миллиона. За пять лет на территории Новой Москвы были реализованы крупнейшие инвестиционные проекты: офисный парк Comcity, бизнес-парк «К-2», комплекс «Новомосковский», «Фуд Сити», первая очередь административно-делового и учебного центра G10, административно — деловой центр в Коммунарке и ряд других крупных объектов.

В строительном комплексе города ведется работа как над проектами реконструкции МКАД, так и над проектами использования городских земельных участков, попадающих в зону притяжения МКАД. Планируется ввести 10 млн кв. метров недвижимости, скорее всего, на внебюджетные средства. Соответствующая градостроительная документация будет разработана до конца года. Стоит отметить, что застройка территорий, прилегающих к МКАД, ведется комплексно. Около половины от указанного объема застройки придется на жилье, а остальное — коммерческая недвижимость. До 2035 года в Новой Москве появится развитая транспортная инфраструктура, которая свяжет ее со старой Москвой. Будет построено почти 30 новых станций метро, введены 25 ТПУ и более 60 развязок и путепроводов.

В связи с этим спрос на земельные участки на Юге Московской области — по Симферопольскому, Варшавскому и Каширскому шоссе будет только увеличиваться. Также традиционно значительная часть предложения рынка придется на Запад — Новорижское, Киевское и Минское шоссе. Офисная недвижимость будет преимущественно располагаться в западном и северо-западном направлениях, склады и производство — в северном и южном, торговые объекты — на пересечении МКАД и федеральных трасс. Кроме того, завершение строительства ЦКАД даст дальнейший импульс развитию жилой и коммерческой недвижимости по всем направлениям.

Программой развития столичной агломерации также предусмотрена комплексная реновация старых промышленных зон Москвы, площадь которых составляет около 18,8 тыс. га — 17% территории старой Москвы. Определяющими факторами по реконструкции той или иной промышленной зоны станут близость к МЦК и радиальным направлениям железных дорог Москвы, а также близость к перспективным транспортно-пересадочным узлам (ТПУ) на станциях метро, МЦК и радиальных ж/д направлениях. Реорганизация промзон будет выгодна как инвесторам, так и городу. Для инвесторов — это возможность реализовать масштабные проекты, которые было невозможно осуществить в условиях сложившейся застройки. В Москве уже разработаны нормы проектирования, и застройщик, начиная проект, понимает совместные точки роста для города и бизнеса. Это облегчает и реализацию проекта в целом, и работу с так называемыми социальными обременениями. Застройщик может просчитать параметры проекта еще до того, как зайдет на площадку. Но и город выигрывает от подобных проектов — реорганизуются заброшенные территории, формируется новая современная городская среда с необходимой инфраструктурой.

Московская агломерация по-прежнему остается привлекательной для иностранных инвестиций. Здесь проживает порядка 30 млн. человек, Москва имеет точки выхода на рынок России и стран СНГ с населением около 200 млн. человек. Открыт доступ к качественным трудовым ресурсам, научному и образовательному потенциалу. Наиболее привлекательны инвестиции в сфере строительства коммерческих и социальных объектов в Москве, таких как технопарки, парки отдыха и развлечений, другие общественные пространства.

На данный момент Москва входит в тройку крупнейших агломераций мира и занимает второе место после Нью-Йорка в международном рейтинге 20 крупнейших подобных образований. По мнению мэра С. Собянина московская агломерация является «гораздо большим драйвером развития, чем нефть и газ, потому что именно здесь создается будущее нашей страны и ее экономики».

Диана Мирзоян, партнер, департамент земельных отношений ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Москва не потеряет позиции лидирующего логистического хаба РФ, так как роль Москвы обусловлена транспортной инфраструктурой, а не политикой властей. Все железные дороги и автомобильные трассы идут в Москву или из нее, поэтому и все грузопотоки проходят через столицу. Это логистический хаб национального масштаба, в котором хранятся запасы всего региона. Московский рынок составляет 70% от всего складского рынка России.

Если говорить о том, что нового происходит на рынке, — это городская логистика, возврат современных складских площадей внутрь города и МКАД. Драйвером этого является как электронная коммерция, так и трансформация города. С появлением пешеходных улиц, магазинов у дома, у которых вообще нет складских площадей, появляется потребность в объектах, расположенных на МКАД или внутри МКАД, которые наладят транспортные потоки. У развития городской логистики в Москве есть два пути — конверсия под склады пустующих офисных, торговых пространств или строительство новых складских площадей в границах МКАД. При втором варианте важную роль будет играть политика городских властей, потому что свободных площадок под складскую недвижимость сейчас в Москве практически нет. Мы видим, как развивается этот процесс в других мегаполисах мира — Тель-Авив, Мюнхен — где на уровне администрации города существуют специальные комитеты, которые разрабатывают стратегию развития городской логистики. Власти понимают, что без их участия невозможно получить площадки, позволяющие цивилизованно развивать городскую логистику, учитывая нагрузку на дорожную сеть с точки зрения транспорта, экологический фактор, рабочую силу и стоимость земли.

Если говорить в целом об индикаторах рынка, ставки аренды в Московском регионе выросли с начала года на 5-10% и в настоящий момент стабилизировались на уровне 3 600 руб./кв. м.

Уровень вакантных площадей не показывает стремительного снижения вопреки ожиданиям рынка. Прогноз по новому строительству а также планы по высвобождению существующих площадей говорит о стабилизации уровня вакантных площадей на текущих уровнях в 2018-2019 гг. Важней вакансии — сегментация вакансии — то есть типы и размеры конкретных складских блоков, доступных в аренду, которые формируют общий объем вакансии.

Отмечаем рост инфляционного ожидания девелоперов и собственников, что выражается в изменении условий по индексации в договорах аренды. Вместо фиксации уровня индексации на уровне около 4% все больше игроков используют формулировку индексации по ИПЦ, либо ставит коридор с достаточно высокой верхней границей. Появляется возможность досрочного выхода из договора.

Егор Дорофеев, партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Если говорить о том, как градостроительная политика и изменение покупательских привычек меняет рынок торговой недвижимости, то можно отметить, что покупатели становятся все более практичными и ленивыми, все более требовательными к наличию необходимой им инфраструктуры, причем рядом с домом (или работой). А потому получают развитие периферийные районы, ритейл идет туда, где живет потребитель. Городская политика последних лет, с одной стороны, привела к возникновению масштабных проектов (ТПУ, освоение промзон и т. д.), с другой, — к довольно стремительному развитию городской инфраструктурной среды. Жители города получили больше мест для проведения досуга — прогулочных и ресторанных зон. При этом сегмент fashion становится более «прикладным» (потребительским) и развивается преимущественно в торговых центрах.

Во многом благодаря программам по развитию улиц за последние 6-7 лет количество помещений в центральной части города выросло на 12%. За тот же период число точек общественного питания выросло с 27% до 39%, а вот число fashion-магазинов сократилось с 18% до 11%; по ряду улиц изменение было весьма существенным:

  • Общественное питание: Тверская улица — рост с 18% до 28%, Камергерский переулок — рост с 52% до 78%, Никольская улица — рост с 19% до 41% (рост по точкам — в 3 раза), Мясницкая улица — рост с 27% до 44%, Климентовский переулок — рост с 48% до 67%.
  • Fashion-операторы: Тверская улица — снижение с 29% до 15%, Никольская улица — снижение с 31% до 11%, Столешников переулок — снижение с 56% до 32%, при этом с Климентовского и Камергерского переулков одежные и обувные операторы ушли совсем.
Ольга Ясько, директор по развитию бизнеса ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

«Большая уборка в доме», проведенная перед ЧМ-2018, по факту, — это инвентаризация наличного гостиничного хозяйства, упорядочивание учета гостиничных и квази-гостиничных проектов, классификация, анализ заявленных проектов и вероятности их реализации. Помимо прочего, цель инвентаризации — вывод собственников хостелов и апартаментов из «серой зоны» (увеличение налоговой базы города, безопасность пребывания гостей). Цель собранной и упорядоченной информации — повышение качества планирования города с учетом новых, более качественных данных. Вывод — город лучше готов к дальнейшему развитию.

Реализация программы благоустройства и другие градостроительные перемены приведут к росту числа туристов, посещающих Москву. К 2025 году по пессимистическому сценарию ожидается ежегодный приток посетителей в Москву — 28 млн человек, по оптимистическому — 33 млн человек. Около 70% турпотока придется на российских граждан. Этому будут способствовать градостроительные перемены и, в частности, преображение центра города. По предварительным прогнозам, в текущем году приток туристов в Москву составит 21-22 млн человек.

Марина Усенко, партнер, департамент гостиничного бизнеса и туризма ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Московские офисы в ближайшие пять не будут массово перемещаться за МКАД. Существует миф, что за пределами МКАД можно снять качественный офис по низкой ставке. Это не совсем так, потому что за пределами МКАД у нас не так много офисных кластеров. Это, например, Химки, Сколково, также сложившийся район в начале Киевского шоссе (бизнес-парк Румянцево, офисный парк Comсity). Все остальное — это точечные проекты. В ближайшие пять лет, я не думаю, что мы увидим что-то новое и прорывное за МКАД. Две трети офисов А и В+ находятся в пределах Третьего транспортного кольца. На примере крупных пользователей офисной недвижимости, с которыми мы работаем, мы отмечаем тренд последних лет — это централизация. Сейчас, как и последние 4 года, все стремятся в центр. Москва занимает пятое место в Европе по суммарному объему качественных офисных помещений. Он составляет 17 млн кв. метров, при этом 25% офисов московской агломерации (или примерно пятая часть всех офисов класса А в России) сосредоточены в одном субрынке — ММДЦ «Москва-Сити». Вакансия здесь снизилась с 40% в 2014 г. до 13%-14% в 2018 г.

В целом вакансия по Москве сейчас составляет около 2 млн кв. метров, при этом она очень фрагментирована. В рамках одного комплекса это может быть существенная площадь суммарно, но при этом крупным пользователям, которым нужно, например, 10 тыс. кв. м, становится все сложнее найти необходимое помещение.

Стройки новой мало. В горизонте до 2021-2022 года в Москве будет вводиться не более 250-300 тыс. кв. м офисов ежегодно. Наиболее привлекательной зоной для строительства офисов в Москве может быть МЦК. Это достойная инфраструктура, там есть, где строить. Эти зоны заживут по-новому.

Павел Баранов, партнер, руководитель департамента корпоративных услуг ООО «Кушман энд Вэйкфилд»

Видео-запись пресс-конференции доступна по ссылке на YouTube

https://www.youtube.com/watch?v=SiI0DswF-sk&feature=youtu.be

Сергей Рябокобылко
Управляющий партнер
Денис Соколов
Партнер
Советник
Исследования и аналитика
Диана Мирзоян
Партнер
Руководитель направления
Земельные отношения и индустриальная недвижимость
Складская и индустриальная недвижимость
Егор Дорофеев
Международный партнер
Руководитель департамента
Складская и индустриальная недвижимость
Марина Усенко
Партнер
Гостиничный бизнес и туризм
Согласен с использованием cookies