Сегодня девелоперы жилья активно пробуют себя в новой роли — строительстве бизнес-центров, гостиничных и спортивных комплексов, торговых центров, логистических парков и креативных кластеров. Актуален и обратный тренд: жилые форматы от офисных застройщиков.
Вместе с брокерами и аналитиками разбираемся, чем многообещающая локация привлекает девелоперов и покупателей
Региональные застройщики продолжают пополнять земельные банки в Москве, приобретая площадки у столичных игроков. Так, «Аквилон» может выкупить 1,6 га на Варшавском шоссе на юге города у Capital Group, но застроить в этом районе гораздо больше — 13,4 га.
«Как показывает текущая динамика уровня вакансии, рост показателя остается плавным, так как большинству арендаторов потребуется время для принятия решений относительно развития бизнеса, а вместе с тем и стратегии использования офисного пространства. Сейчас доля свободных офисных площадей — 9,3%. Согласно нашим прогнозам, на конец 2022 года показатель составит около 13%», — отметила старший аналитик компании Полина Афанасьева.».
Определенная активность со стороны турецких ритейлеров, которые присматриваются к помещениям уходящих марок, есть, и намерения некоторых игроков достаточно серьезные, добавляет Ольга Антонова, партнёр, руководитель департамента торговой недвижимости. Прямо сейчас в работе её компании, например, два запроса на поиск площадок со стороны турецких сетей. Активность со стороны «иностранцев» в целом не такая высокая, как ожидалось, соглашается эксперт; конкретных договоров или оферт пока нет, но есть «переговоры на достаточно продвинутых стадиях».
Рост свободных площадей связан со снижением спроса со стороны потребителей и окончательным уходом с российского рынка части иностранных компаний, считает партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Егор Дорофеев.
Партнер Алан Балоев отмечает, что это одна из немногих рыночных сделок, которые были закрыты с февраля этого года. Это связано с тем, что в отличие от других транзакций с участием иностранных инвесторов здесь речи о срочной продаже активов не идет, так как Sponda давно приняла решение уйти из России. Кроме того, по его мнению, продавцу очень повезло с текущим курсом валют по отношению к рублю, это делает сделку крайне привлекательной для него.
«В условиях резкого роста потенциальной вакансии в существующих ТЦ, жесткой конкуренции собственников объектов за арендаторов, потери целого пласта ключевых иностранных ретейл-операторов, а также роста стоимости строительства ввод в эксплуатацию новых ТЦ будет сокращаться в среднесрочной перспективе», - цитирует агентство заместителя руководителя департамента исследований и аналитики Татьяну Дивину.
«Спортивные хабы и ФОК — один из важных элементов замещения высвобождающихся функций в ТЦ. Развитие таких проектов продиктовано спросом: люди стали больше внимания уделять активному и здоровому времяпрепровождению. Экономика таких объектов для операторов тоже выглядит интересно на примере уже реализованных проектов, сроки окупаемости которых около трех лет», — полагает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости.
Новые форматы – ответ не только и не столько на вызовы времени, но и на изменение культуры потребления, поддерживает Ольга Антонова, партнер, руководитель департамента торговой недвижимости. О том, что ритейл стал рынком впечатлений, заговорили несколько лет назад, предсказывая тогда, в частности, рост электронной коммерции. Однако теперь это еще и способ удержать внимание клиента собственно к объектам недвижимости, если кризис – с профессиональными марками.
«О своём интересе к рынку заявляли несколько турецких (например, Рaulmark, Mamino baby) и китайских (Li Ning, Meters Bonwe) ретейлеров, — перечислила Ольга Антонова. — Кроме того, есть сильные российские игроки, способные осваивать площади и увеличивать долю представленности на рынке: „Стокманн“, Lime shop, 12 storeez, Hoff, Bork, „Технопарк“ — компании, уверенно развивающиеся локально. Для них это шанс на развитие на более выгодных условиях».
Внешний экономический фон размыл горизонт планирования у клиентов, после чего запустилась цепная реакция. В результате в подвешенном состоянии оказались и собственники, которые ждали (и еще ждут) окончательного решения от арендаторов, и сами арендаторы, многие из которых не понимают на 100% формат продолжения деятельности, комментирует Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости.