По данным ООО «Кушман энд Вэйкфилд», в мае средняя заполняемость сочинских отелей была на уровне 67%, в июне — 70-80%. Снижение количества туристов, по словам руководителя департамента гостиничного бизнеса и туризма C&W Марины Смирновой, уже ощущается — как из-за аномальных дождей, так и из-за ограничений, связанных с коронавирусом.
Партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Наталья Никитина ожидает, что до конца 2021 года в Москве совокупный объем спроса на бизнес-центры, включая объекты BTS, составит 1,92 млн кв. м, что соответствует докризисному уровню. При этом, продолжает она, на конец второго квартала 2021 года доля свободных площадей составила 10%, что на 0,5 процентного пункта меньше, чем в январе—марте 2020 года.
Важным выводом для игроков рынка должно стать смещение фокуса внимания с нового строительства на обновление уже существующих объектов, комментирует результаты исследования Татьяна Дивина, старший директор, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд».
Партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Марина Смирнова ожидает загрузки гостиниц Петербурга по итогам июня на уровне 70–75%.
Замруководителя департамента исследований Татьяна Дивина и аналитик ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Полина Афанасьева разбирают кейсы крупных компаний, которые извлекли пользу из удаленки.
«Например, в Райффайзенбанке присутствие на рабочем месте не считают показателем продуктивности. Начальнику достаточно запросить краткий отчет с перечнем выполненных задач, чтобы понять, насколько добросовестно выполняются обязанности», — отмечают эксперты.
Аналитик ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Екатерина Ногай рассуждает, какие факторы смогут поддержать российский рынок логистики.
«Прогноз развития онлайн-продаж впечатляющий: в среднем отрасль будет расти на 30% ежегодно в ближайшие 5 лет. Даже если темп будет ниже, импульс уже достаточный для роста складского сегмента», — подчеркнула эксперт.
Татьяна Дивина, старший директор, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики ООО «Кушман энд Вэйкфилд», о том, что на рынке должны появиться торговые центры для аудитории 40+, и зачем ТРК выгодно открывать «магазины на диване», которые будут вести трансляции из конкретных торговых точек.
Партнер ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Алан Балоев считает, что с продажи апартаментов в комплексе можно выручить до 5–6 млрд руб. при затратах в 2–3 млрд руб.
Аналитик департамента исследований Полина Афанасьева объясняет популярность built-to-suit спецификой спроса со стороны госкомпаний и крупных корпораций, формирующих заметную долю сделок и занимающих большие блоки.
«Снижение доли формата в совокупном спросе может произойти при насыщении рынка крупными спекулятивными объектами нового строительства»,— уверена она.
«Проводя исследование, мы хотели понять, кто из игроков может стать бенефициаром роста рынка. В сегменте классической аренды бренд собственника пока не является ключевым фактором при выборе офиса, но в сервисных офисах ситуация может отличаться, поскольку в расчет принимается качество сервиса и набор сопутствующих услуг», — комментирует Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд».
По мере массовой вакцинации населения Москвы негативный эффект от введенных мер будет снижаться. В целом для отрасли общественного питания введение системы проверки скорее будет иметь положительный эффект — данная инициатива была предложена представителями ресторанного бизнеса в качестве альтернативы полному закрытию заведений, считает аналитик департамента исследований ООО «Кушман энд Вэйкфилд» Евгения Сафонова.
Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости ООО «Кушман энд Вэйкфилд»: Plaza Technopark от ГК «Пионер» имеет хороший потенциал за счет ряда факторов. Подробнее — в материале РБК.